«Метод пяти почему», открытый господином Тайити Оно из компании «Тойота», предус…

0
348

Наши популярные онлайн курсы

+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. Самостоятельно

Курс направлен на развитие навыков риск-ориентированного мышления, которое позволяет выявлять, приоритезировать и моделировать влияние рисков на ключевые цели или решения организации.

25000 руб
+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. С преподавателем.

Крупнейшая в России программа онлайн-подготовки к двум сертификациям: национальной и международной G31000

45000 руб
+ Подробнее

Количественная оценка рисков

Единственный в России и СНГ онлайн-курс по количественной оценке рисков и принятию решений.

33000 руб

«Метод пяти почему», открытый господином Тайити Оно из компании «Тойота», предусматривает анализ какой-либо проблемы путем последовательного задавания вопросов «Почему?». Например:

Первое почему: Почему размыто изображение на распечатке?
Первый ответ: Потому что ролики принтера грязные.

Второе почему: Почему ролики принтера грязные?
Второй ответ: Потому что отсутствует регулярное обслуживание.

Третье почему: Почему отсутствует регулярное обслуживание?
Третий ответ: Потому что нет ответственного за обслуживание.

И так далее.

Гуру Владимир Тарасов говорит, что на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», обязательно должна прозвучать так называемая «моральная причина». Это понимание того, «где я недоработал, и что я недоучел». Моральная причина — это всегда узревание корня проблемы в нашем отношении к работе, друг к другу и т. п.

Однажды, общаясь с коллективом заказчика, мы привели вышеописанную ситуацию с принтером как риторическую, но вдруг оказалось, что в организации нашего заказчика есть ровно эта проблема! Перестал работать принтер. В зале присутствовали ключевые участники, обвинявшие в этом друг друга: ИТ-директор и директор по развитию. Между ними вспыхнул спор прямо на глазах.

Так кто же «виноват» в данной ситуации? Кто именно должен появиться в цепочке из «пяти почему» на пятом уровне? Неработающий принтер — это проблема ИТ-директора, который, экономя свой бюджет, не обеспечил принтер комплектующими? Или это проблема директора по развитию, который, многократно «вляпавшись» в проблему, так и не донес своих требований до коллеги?

Мы ответили следующее. В случае, если я ИТ-директор, то на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», я, ИТ-директор, должен сказать, что я не предусмотрел эту ситуацию. В случае, если я директор по развитию, то на пятом уровне, при ответе на пятое «почему», я, директор по развитию, должен сказать, что я не сумел убедить коллегу в важности этой проблемы.

На пятом уровне источником проблемы всегда являюсь я сам. Смысл метода «пяти почему» — в принятии ответственности за ситуацию на самого себя.

#директорпоразвитию
#лидерство
#ответственность

Присоеденяйтесь к официальной группе ИСАР в Facebook