Роль психологии в риск менеджменте

0
492

Наши популярные онлайн курсы

sample85
+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. Самостоятельно

Курс направлен на развитие навыков риск-ориентированного мышления, которое позволяет выявлять, приоритезировать и моделировать влияние рисков на ключевые цели или решения организации.

25000 руб
sample85
+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. С преподавателем.

Крупнейшая в России программа онлайн-подготовки к двум сертификациям: национальной и международной G31000

45000 руб
sample85
+ Подробнее

Количественная оценка рисков

Единственный в России и СНГ онлайн-курс по количественной оценке рисков и принятию решений.

33000 руб

НатСид

Более ста лет назад Зигмунд Фрейд, изучая устройство человеческой психики, ввел два принципа ее функционирования: первый – принцип удовольствия (или избегания неудовольствия) и второй – принцип реальности, появляющийся в сознании позже, когда взрослеющее эго должно учитывать те обстоятельства, которые делают невозможным получение удовольствия или, по крайней мере, получения его немедленно. К примеру, «я опять хочу в Париж», но по ряду причин поеду совсем в другое место или вовсе никуда не поеду. Или я испытываю непреодолимое желание выразиться нецензурно в адрес босса, но прикусываю язык. Сексуальные желания можно даже не упоминать, каждый может себе  нарисовать свою картинку.

Каждый раз, когда мы совершаем какое-то действие, например, принимаем решение, мы должны преодолеть определенный внутренний конфликт между «хочу и могу», или «хочу и мне позволено» или «хочу это, но и это». Зрелость и душевное здоровье позволяют нам легко решать эти конфликты, даже порой, не замечая их. Но чаще мы не настолько зрелы и психически стабильны, чтобы обойти стороной свои внутренние конфликты.

Управление рисками предполагает признание того, что они существуют. Психика же всегда стремиться к нулевому возбуждению, — это еще один постулат теории психоанализа Фрейда. Риск – это что-то, что может нарушить мой покой, а это вызывает тревогу. Если моя фоновая тревога (какие-то личные проблемы, физическое недомогание или любая другая стрессовая ситуация) уже достаточна высока, то повышение  неопределенности, да еще и увеличение вероятности неблагоприятного исхода повышают мою тревогу в разы.

В этот момент на сцене появляются так называемые психические защиты, то, что мы нарабатываем годами, начиная с младенчества, и чем пользуемся до глубокой старости. Защиты нужны, чтобы вернуть покой в нашу душу. Тревога – это неприятно, она толкает нас на необдуманные поступки, она заставляет нас болеть, Но! Она также является сигналом: что-то внутри нас конфликтует, нам следует принять меры.

Генеральных стратегии у нашей психики три, они достались нам еще от биологических прародителей:

  • избежать тревоги (уклониться),
  • контрфобически встретить ее лицом к лицу – напасть, или
  • прикинуться мертвым (сделать вид, что нет никакой угрозы).

Такие же стратегии мы используем, например, в бизнесе. Отрицаем, что риски возможны, принимаем решения заведомо невыгодные, но мало рисковые или же пытаемся использовать наши ресурсы для того, чтобы минимизировать риск или подготовиться к последствиям его наступления.

Дочь Фрейда Анна Фрейд, развивая идеи отца, положила начало Эго психологии, теории, которая подробно исследует типы психических защит эго человека. Приведу только несколько примеров. Защиты высшего порядка – рационализация и интеллектуализация – у нас всегда есть стройное объяснение своего нерационального поведения. Но эти же защиты помогают нам, если мы осознанно управляем ими, а не они бессознательно нами. Защиты низкого порядка – отрицание, расщепление и проекция. Я все делаю правильно, виноваты другие, они недосмотрели, прошляпили и причинили вред. В худшем случае «наш субъект» становится подозрительным и видит угрозы там, где их нет.

Каждый из нас обладает определенной личностной структурой, уникальной комбинацией защит, которые заставляют нас действовать в рамках определенного паттерна. Например, полагаться только на собственное аналитическое мышление или прибегать преимущественно к коммуникативным способам – обсуждениям проблем с коллегами, но это отдельная тема для разговора.

Основная сложность самоконтроля и управления другими заключается в том, что наша тревоги и защиты от них, большей частью бессознательны. Главный психологический инструмент гармонизации, мобилизации и оптимизации любых решений – осознание того, что укоренено глубоко в психике и не так очевидно на уровне common sense. Желательно, чтобы специалисты, занимающие ключевые места в команде, были достаточно осознанны в части своих личных конфликтов. Проблемы также  могут решаться наличием в команде профессионала – психолога, хотя бы на какой-то период времени, для распознания привычных паттернов реагирования членов команды.

Главное понимать, что у каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны. Правильно подобранная команда позволяет нивелировать последние и усиливать первые.

Человек, достигающий успеха в своей профессии, когда-то сделала правильный выбор, его сильные стороны востребованы.

Мы не успели поговорить  о  межличностных взаимодействиях в команде ли, или в любом другом сообществе. Речь может идти о «социальных ролях», проблемах иерархической субординации, вертикали власти и о сотрудничестве и конкуренции по горизонтали. Везде мы встретим чисто психологические закономерности, которые следует учитывать для повышения эффекта управления принятия решений и  претворения их в жизнь.

Психологию людей чрезвычайно полезно учитывать при организации образовательного процесса для того, чтобы понимать возникающие бессознательные сопротивления новому и максимально полно использовать когнитивные способности обучающихся.