ДЕЛО ФИРМЫ "МЭРИ": О ВРЕДЕ ОТСУТСТВИЯ ВНИМАНИЯ К СОТРУДНИКАМ И ИСПОЛЬЗ…

0
544

Наши популярные онлайн курсы

+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. Самостоятельно

Курс направлен на развитие навыков риск-ориентированного мышления, которое позволяет выявлять, приоритезировать и моделировать влияние рисков на ключевые цели или решения организации.

25000 руб
+ Подробнее

Риск-ориентированное управление. С преподавателем.

Крупнейшая в России программа онлайн-подготовки к двум сертификациям: национальной и международной G31000

45000 руб
+ Подробнее

Количественная оценка рисков

Единственный в России и СНГ онлайн-курс по количественной оценке рисков и принятию решений.

33000 руб

ДЕЛО ФИРМЫ "МЭРИ": О ВРЕДЕ ОТСУТСТВИЯ ВНИМАНИЯ К СОТРУДНИКАМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВЕКСЕЛЕЙ, ГДЕ ПОПАЛО
Налоговый спор ООО Фирмы "Мэри", дошедший до Верховного Суда РФ, почему-то многие специалисты провозгласили крахом, так называемой, налоговой реконструкции.

ℹ️Для тех, кто далёк от терминов, поясним, что под​ налоговой реконструкцией принято понимать возможность учесть расходы в уменьшение налога на прибыль в ситуации, когда вычет по НДС компанией в любом случае будет потерян по причине того, что она работала с недобросовестным контрагентом ("технической" компанией).

Возможности для налоговой реконструкции вытекают из сложившейся судебной практики и недавнего Письма ФНС от 10.03.2021, откуда, в общем-то, достаточно чётко​ следуют основные условия получения такого блага:

▪️отсутствие доказательств того, что компания изначально являлась организатором схемы уклонения от уплаты налогов (или знала о ней), а также

▪️отсутствие свидетельств того, что спорные работы, вместо подрядчика, указанного в документах, компания выполняла для себя собственными силами.

?ООО Фирма "Мэри" в учёте расходов для налога на прибыль было предсказуемо отказано (не говоря уже о вычетах НДС), поскольку оно не только осуществляло транспортные услуги силами своих сотрудников, но и изначально являлось абсолютным организатором и автором всей схемы.

(Впрочем, насчет авторства схемы есть сомнения и ощущение, что всё же её подсказал какой-то второсортный консультант: иначе вряд ли бы компания додумалась до использования векселей в целях транзита денег назад к учредителю).

Таким образом, никаких шансов на применение налоговой реконструкции Фирма "Мэри", по нашему мнению, изначально не имела.

?Однако, мы считаем данное дело весьма поучительным с других точек зрения и настоятельно рекомендуем обратить на него​ внимание, в особенности:

➡️транспортным компаниям,
➡️клининговому бизнесу,
➡️строительным компаниям, а также
➡️всем компаниям, чей бизнес построен на привлечении труда большого количества физических лиц "рабочих" профессий.

Обратить внимание имеет смысл в следующем ключе:

?90% доказательной базы налоговиков в этом деле было построено на свидетельских показаниях, которые давали сотрудники отдела логистики самой компании, а также водители, которые были формально оформлены в разные юридические лица, но справедливос считали своим фактическим местом работы Фирму "Мэри".

Справедливо – потому что там они получали указания по работе, туда ездили для оформления документов и решения прочих вопросов.

И еще потому, что Фирма "Мэри", при таком положении дел, решила не утруждать себя работой с персоналом, направленной на формирование у простых людей правильной, с точки зрения бизнеса, картины того, где они работают, на какую фирму и чем занимаются.

Подготовкой сотрудников к допросам налоговой инспекции, очевидно, руководители фирмы тоже не утруждались.

?Схема работы бизнеса была организована очень топорно – вероятно, как уже отметили выше, для ее разработки был привлечен не очень квалифицированный консультант, который не учел тех рисков, которые сразу видны на поверхности:

До 2014 года все водители были оформлены и работали в штате компании, с 2014 года компания резко изменила схему работы, убрав из штата всех водителей, при этом сам бизнес нисколько не изменился.

Все бывшие штатные водители были переоформлены во вновь созданные юридические лица, при этом фактически продолжали работать на компанию на тех же условиях и выполнять те же обязанности.

Разумеется, на данный факт налоговый орган не обратить внимания просто не мог,что и послужило отправной точкой для раскручивания всей схемы.

? Мало того, что компания решила осуществлять транзит выведенных денег с обратным их возвратом к учредителю, так она ещё зачем-то решила украсить эту операцию сложными и красивыми инструментами – векселями.

?Любому, даже начинающему, аудитору или налоговому консультанту известно, что если в операциях проверяемой компании налоговому органу или любому другому проверяющему встречаются нетипичиные операции с использованием сложных финансовых инструментов- это будет первое, что будет им тщательно проверено.

Таким образом, полагаем, что наличие расчетов с векселями в данном случае лишь подогрело интерес налоговиков и дало им дополнительные направления, куда продвигаться с проверкой.

Какие выводы можно сделать из данного дела

?Внедрея новые схемы работы бизнеса с участием большого количества сотрудников "простых" профессий, не стоит принебрегать информационной работой с персоналом.
Все сотрудники должны понимать бизнес-процессы и свою роль в них также, как их понимают руководители.

Если на горизонте возникает налоговая проверка (а лучше заранее, когда горизонт ещё чист), не стоит принебрегать процедурами подготовки сотрудников к участию в мероприятих налогового контроля (допросах, опросах, вызовых и пр.).

?Процедура проявления компанией осмотрительности при выборе контрагентов и грамотное документирование ее результатов – должна стать must have для всех компаний, бизнес которых связан с привлечением большого количества поставщиков и подрядчиков.

В противном случае, высокие риски оказаться организатором схемы уклонения от уплаты налогов со всеми вытекающими отсюда денежными и уголовными последствиями могут однажды перестать быть рисками и стать реальностью.

Для успешного решения данных задач мы можем предложить Вам следующие инструменты:

1️⃣ПОДГОТОВКУ СОТРУДНИКОВ К ДОПРОСАМ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ,
в результате которой Вы сможете заранее узнать, как поведут себя на допросе Ваши сотрудники, и что они ответят на вопросы проверяющих, а также будете иметь возможность заранее "проговорить" с сотрудниками неудобные вопросы.

Как мы это делаем?

1. Высылаем Вам перечень вопросов, рекомендованный ФНС к использованию для допросов сотрудников и руководителей.
2. Вы даёте сотрудникам данный вопросник и просите ответить на вопросы так, как бы они отвечали на них в рамках допроса.
3. Представляете заполненные Вашими сотрудниками анкеты нам и получаете квалифицированные комментарии и предложения по каждому вопросу – ответу для проработки с сотрудниками.

2️⃣ИНСТРУКЦИЮ для сотрудников ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ВО ВРЕМЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
подготовленное нами простым языком подробное руководство, позволяющее упорядочить действия сотрудников во время налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля (допрос, осмотр территории, выемка и пр.).

3️⃣ РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕРКИ КОНТРАГЕНТОВ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ СДЕЛОК
Регламент для утверждения в Вашей компании в целях формирования доказательств проявления осмотрительности Вашей компании при выборе контрагентов.

Включает в себя:

– анкету для сбора с контрагентов и фиксирования необходимой информации в целях подтверждения проявления осмотрительности,

– описание участия и действий всех подразделений при проверке контрагентов,

– перечень документов, необходимых для подтверждения реальности сделок по ст. 54.1 НК РФ.

?Для приобретения всех описанных услуг и документов необходимо обращаться на электронную почту info@upravnalog.ru.

Реквизиты дела ООО "Фирмы "Мэри":
Дело № А76‑46624/2019

Присоеденяйтесь к официальной группе ИСАР в Facebook