Наши популярные онлайн курсы
Специалисты, работающие в сфере риск-менеджмента в нефинансовых компаниях, должны обладать набором разнообразных компетенций. О ключевых из них рассказывает основатель портала http://www.risk-academy.ru и руководитель направления международного сотрудничества АНО ДПО «ИСАР» Алексей Сидоренко.
Полное погружение
— Хотелось бы сразу уточнить: одному человеку вряд ли под силу обладать всем набором необходимых компетенций, поэтому я буду говорить о команде риск-менеджеров, где каждый участник играет важную роль.
Первая компетенция достаточно очевидная — современные риск-менеджеры должны разбираться в международных стандартах (ИСО 31000, COSO ERM), требованиях законодательства, то есть знать правила игры. Они смогут аргументировать свою позицию и проще встраиваться в процесс принятия решения.
Кроме того, в каждой отрасли есть свои дополнительные требования. К примеру, когда я работал в государственной корпорации РОСНАНО, изучал в числе прочих материалов пособие по внедрению риск-менеджмента, выпущенное Европейской ассоциацией венчурных инвесторов. Подобных документов множество. В России есть кодекс корпоративного управления, методические рекомендации Росимущества, в 2018 году внесены изменения в закон об акционерных обществах. Все это нужно знать. Нет, не потому, что там что-то новое или уникальное, скорее для того, чтобы иметь веские аргументы почему нужно встраиваться в процессы и принятие решений.
Следующие компетенции на порядок сложнее. Риск-менеджеры должны разбираться в математике, корпоративных финансax, теории вероятности и науке о принятии решений. Объективно, сейчас 90-95% риск-менеджеров в России не имеют данных компетенций. Это значит, в команду надо искать человека, который разбирается в корпоративных финансах, анализе и моделировании рисков.
К слову, всему этому мы обучаем на курсах в Институте стратегического анализа рисков (АНО ДПО «ИСАР»), активно взаимодействуем с различными организациями и корпоративными университетами. Конечно, погрузиться в сферу корпоративных финансов и научиться моделировать риски за два-четыре дня нереально, но, получив базовую информацию, специалист может дальше продолжить обучение. В скором времени планируем выходить на рынок с онлайн и оффлайн калькуляторами, которые помогут сделать количественный анализ рисков более доступным, упростить встраивание риск-менеджмента в процесс принятия решений. Простота и доступность имеет свою цену. Вот например, использование таких инструментов, как карты рисков просто и доступно, зато приводит к заведомо неверным результатам анализа и скорее всего стоит компаниям денег, но зато не нужно вникать в математику.
Поэтому, на мой взгляд, самым логичным выходом является поиск сотрудника внутри компании, уже обладающего такими компетенциями. Однако это не снимает ответственности с руководителей подразделений по рискам: они должны понимать суть имитационного моделирования, деревьев решений, реальных опционов, сценарного анализа, анализа чувствительности; должны уметь интерпретировать и презентовать эту информацию руководителям, а также опираться на нее при принятии решений.
Еще одна важная компетенция связана с психологией восприятия рисков, культурой и этикой риск-менеджера. Чтобы выявлять риски и встраивать их в решения и бизнес-процессы, необходимо понимать, как ведут себя люди, сталкиваясь с неопределенностью. Например, важно понимать, почему использование опросников для выявления или тем более оценки рисков практически бесполезная затея, или почему встречу по рискам бессмысленно проводить перед обедом или после 17:00. Рекомендую коллегам выделить время на погружение в тему и изучение психологии восприятия рисков.
Также я бы посоветовал команде риск-менеджеров пригласить в свой коллектив молодого сотрудника или наоборот – состоявшегося специалиста (инженера, производственника, маркетолога), который хочет сменить сферу деятельности и дальше развивать свои компетенции. Такой сотрудник, понимающий принципы бизнес-процессов, вам очень пригодится. Работая в инвестиционной сфере, я изучал, как функционируют инвестиционные фонды, как принимаются инвестиционные решения, как в целом строится деятельность в данной сфере. Если вы работаете в фармацевтической компании, кто-то из вашей команды должен понимать, как создаются новые молекулы, как препараты регистрируются и выводятся на рынок, от чего зависит цена, почему быть вторым хорошо, а третьим на рынке плохо. Нюансов много.
Учитывая, что многие привычные нам вещи и процессы переходят в цифровое пространство, полагаю, в недалеком будущем в команде риск-менеджеров потребуется специалист, разбирающийся в Data Science, понимающий, как использовать потоки информации для моделирования рисков. Мне, например, всегда было легко: в РОСНАНО у нас была как минимум неделя, а то и месяц с момента получения документов до рассмотрения решения на совете директоров. Мы могли использовать имитационное моделирование, тестировать разные гипотезы. Инструменты, используемые сейчас в сфере риск-менеджмента (имитационное моделирование, деревья решений и т.п.), кажутся нам прогрессивными, но занимают много времени. Но поскольку в эпоху цифровых технологий все процессы ускоряются, считаю, будущее риск-менеджмента за новыми технологиями, большими данными, может быть – за автоматизацией части анализа при помощи самообучающихся систем и искусственного интеллекта. Советую уже сейчас подбирать в вашу команду специалиста с соответствующими компетенциями, либо наладить взаимодействие с сотрудниками из ИТ отдела.
Нужно инвестировать время
Компетенции риск-менеджера как медаль с двумя сторонами. С одной, у него должны быть компетенции, о которых я рассказал выше, с другой — он должен постоянно развиваться. Звучит очевидно, но в саморазвитие нужно инвестировать время: читать статьи, просматривать исследования, слушать лекции. Совместно с компанией Делойт мы третий год подряд проводим и публикуем исследование об уровне зрелости и недостатках существующего риск-менеджмента. Важно и полезно знакомиться с такой информацией, делать выводы, смотреть тематическую литературу, в том числе на английском языке.
Чтобы повышать уровень компетенций, необходимо, как минимум, иметь представление о своих слабых местах и работать над ними. В АНО ДПО «ИСАР» есть ряд специальных программ для риск-менеджеров, аудиторов и руководителей, а также программ по другим компетенциям — корпоративным финансам, статистике и т.д.
Большую роль играет обмен опытом. Институт стратегического анализа создал площадки в Фейсбук и LinkedIn, где можно общаться, задавать вопросы, но далеко не все коллеги в полной мере используют эту возможность: не только не обмениваются опытом, но и не «лайкают» и не комментируют тематические публикации в социальных сетях. Это существенное отличие российских от иностранных риск менеджеров.
Более того, используя шаблоны, представленные в свободном доступе на сайте www.risk-academy.ru (в день их скачивают как минимум 300 человек), не хотят делятся своими наработками и документами. Казалось бы, любой риск-менеджер может написать мне с предложением выложить какие-то материалы на портале Риск академии, но за восемь лет существования проекта так поступили всего двое. Человеческий мозг работает удивительным образом — мы мастера отмазок. Самая частая — «это всё секретное, корпоративное». Понятно, что никто не мешает «обезличить» текст, людям просто лень.
Сегодня АНО ДПО «ИСАР» предлагает огромное количество материалов, статей, публикаций, бесплатных курсов — как говорится, было бы желание всем этим пользоваться.
Приглашаю коллег в нашу группу в Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/isar.russia/. Присоединяйтесь к сообществу риск-менеджеров, общайтесь, задавайте вопросы, делитесь публикациями и опытом, рассказывайте о сложностях и нестандартных решениях — возможно, всё это пригодится кому-то другому.
Подготовила Елена Восканян