Наши популярные онлайн курсы
КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ, БЕЗ КОТОРЫХ МЫ НЕ ПРОЖИВЕМ И ДНЯ
Ниже содержится далеко неполный список “ когнитивных предубеждений”, то есть искажений в картине мира и самих себя которые определяют человеческое поведение. Он составлен на основе анализа Бастера Бенсона.
❇️ Эти “ глюки в матрице “ хорошо известны социальным психологам, маркетологам, политтехнологам и довольно широко используются для манипуляции сознанием миллиардов людей.
Примеры когнитивных предубеждений:
1️⃣ Мы замечаем, прежде всего, вещи, уже сохраненные в памяти, с которыми мы уже сталкивались. Это приводит к тому, что мы отбрасываем информацию, которая на самом деле очень важна
2️⃣ Чтобы мы обратили внимание на картинку, нужно, чтобы там что то поменялось. Человек – стихийный консерватор и нередко видит в переменах угрозу. Маркетологи научились пользоваться этим эффектом для продвижения нововведений: пользователей убеждают в том, что жизнь не изменится, а станет лишь удобнее и проще.
3️⃣ Мы сразу обращаем внимание на детали, которые подтверждают наши взгляды. Мы охотно прячем голову в песок, не замечая того, что идет вразрез со сложившейся в мозгу картиной мира.
4️⃣ Мы склонны видеть соринку в чужом глазу и не замечать бревна в своем. Это называют наивным цинизмом или наивным реализмом.
5️⃣ Хаос – враг разума, и даже случайный набор фактов мы склонны складывать в историю
6️⃣ Мы даем характеристики, основываясь на групповых стереотипах, обобщениях и предыдущем опыте. Можно назвать это стадным инстинктом или групповым мышлением. Пример – поведение игроков на бирже.
7️⃣ Мы думаем лучше о тех, кого лучше знаем или о ком заботимся.
8️⃣ Мы упрощаем факты, округляем цифры – мы стараемся вписать все новое в уже существующую в нашей голове картинку.
9️⃣ Мы считаем, что знаем, о чем думают другие – это называется “ иллюзия прозрачности”.
? Мы склонны переоценивать степень согласия с нами других людей. Этой склонностью людей к ложному консенсусу обожают пользоваться дипломаты, психиатры и жулики.
1️⃣1️⃣ У людей есть тенденция принимать на личный счет, обобщенный для множества вывод. На этом эффекте основана популярность гороскопов в желтой прессе.
1️⃣2️⃣ Мы предпочитаем заканчивать то, во что мы уже вложились, и высоко ценим то, что собрали вне зависимости от конечного результата. Это качество называют еще эффектом ИКЕА.
1️⃣3️⃣ Мы предпочитаем поддерживать наш статус и автономию в группе и избегаем необратимых решений. Если у нас есть выбор, мы предпочитаем наименее рискованную опцию или ту, которая сохранят статускво. Обратная черта этого замечательного свойства, когда одно и тоже решение используют везде, подгоняя условие задачи под ответ.
1️⃣4️⃣ Мы редактируем нашу память постфактум, предпочитая не помнить какие то события, и усиливаем ту версию, которую храним в памяти, находя для нее все новые подтверждения.
❇️ Информация о когнитивных предубеждениях важна для понимания функционирования механизма социальной инженерии, который сейчас разворачивается на наших глазах на базе социальных платформ. Позже мы подробно рассмотрим, как это работает.