Наши популярные онлайн курсы
На недавней презентации результатов ежегодного исследования зрелости управления рисками, Николай Лузан, Директор департамента по управлению рисками и внутреннему контролю ПАО «Вымпелком»
Николай описал несколько шагов:
Акционер всегда хочет больше денег. Его требования всегда будут амбициозны.
Наемный менеджмент всегда хочет бонус. И очень старается его получить.
Акционер любит выполнение обещаний менеджмента и не любит сюрпризов.
Менеджмент не заинтересован ни в «перелетах», ни в «недолетах». Все стремятся попасть в то, что пообещали с минимальным отклонением. Иначе будут обвинены либо в излишнем консерватизме, либо в неэффективности.
Фактические показатели компании всегда будут отличаться от прогнозных. Разница – и есть тот риск, который нужно посчитать и снизить.
Риск-менеджмент через модель обеспечивает разумную уверенность в достижении целей. Это значит разумное планирование в начале и ответственное исполнение в ходе реализации.
Принять на работу (переманить, вырастить внутри компании) компетентного регулярного работника (далее — Ресурс) в команде риск-менеджмента для построения и администрирования модели budget@risk.
Организовать Ресурсу доступ к системе и команде планирования, бюджетирования и управленческой отчетности.
Ресурсу нужно понять (и рассказать остальной команде РМ) кем и как составляется бюджет компании (включая бизнес-функции).
Закупить и освоить (сперва Ресурсу, потом всем остальным) специализированный софт для вероятностного моделирования (VOSE, Palisade, Oracle или аналог).
Пересобрать бюджет (используя существующую модель или сделать свою) с оглядкой на дальнейшее моделирование и научиться «сходиться в ноль» с «бюджетологами».
Создать подробный мануал по структуре модели и логике ее функционирования и использования.
Определить материальные статьи бюджета для целей моделирования. Остальные добавляем бюджетными/прогнозными значениями «бюджетологов»/бизнес-функций.
Определить и «поженить» с моделью источники информации о рисках бюджета (база данных по рискам, рабочие файлы по рискам, риски проектов и пр.).
Подобрать оптимальную методологию моделирования для каждой статьи (понедельная/помесячная/поквартальная детализация, метод, взаимосвязи статей и пр).
Определить, что такое риск (выбрать соответствующие риск-метрики)?
Настроить диаграмму Торнадо в зависимости от выбранной риск-метрики, научиться интерпретировать и работать с результатами диаграммы.
Результаты моделирования презентовать отдельно – «pre-mitigate/post-mitigate», «clear/scenario».
Завести за правило тестировать и калибровать модель при необходимости.
Используйте результаты работы других подразделений. Особенно когда вас мало.
Подразделение по планированию, бюджетированию и контролю – ваш лучший друг. Подразделения, которые работают с рисками (экономическая безопасность, налоговики, юристы, аудиторы и пр.) – ваши лучшие друзья.
Формируйте базу данных по реализовавшимся рискам как хранилище достоверной статистики с указанием влияния риска на статью бюджета.
Формируйте базу данных по проектным рискам.