Наши популярные онлайн курсы
❓“Veritas odium parit — «истина рождает ненависть”?
❓Способны ли мы учиться на прошлых ошибках?
❓В состоянии ли мы за 4000 лет справиться с банальнейшими недостатками человеческой природы?
Эти вопросы Нассим Николас Талеб рассматривает в бестселлере “Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса”.
Согласно Талебу, предостерегая об уязвимости чего-либо – мы ближе к пророкам, какими они были изначально: пророки предостерегали, не обязательно предсказывали, а если предсказывали, то бедствия, которые произойдут, если люди не прислушаются.
Однако, в древности никто не только не гарантировал пророкам признания, а даже наоборот – гонцов, принесших плохие вести, убивали.
Так, одного из Пророков – Иеремию за его пророчества били, наказывали, преследовали, против него то и дело возникали заговоры, в том числе заговоры родных братьев. В конце концов пророка забили насмерть камнями в Египте.
Все тот же акцент на посланиях-предостережениях – и те же гонения на тех, кто осознавал положение вещей Талеб обнаружил в Греческой мифологии:
“Кассандре, например, храмовые змеи вылизывают уши так чисто, что она может слышать то, чего другие не слышат, но вместе с даром предсказывать Кассандра получает и проклятие – ей не будут верить.
Тиресий за то, что он открыл тайны богов, был ослеплен и превращен в женщину; утешая Тиресия, Афина вылизала его уши, чтобы он слышал секретные слова в песнях птиц.
Если пророки, которые передавали нам предположительно ценные в долгосрочном плане послания, в прошлом преследовались, можно предположить, что должен быть некий корректирующий механизм: разумные люди в итоге должны учиться на подобных исторических примерах и встречать новые послания с пониманием.
Но на деле ничего такого не происходит.”
Талеб отмечает, что отсутствие рекурсивного мышления проявляется не только в отношении к пророкам, но и в иных областях человеческой деятельности.
“Жадность как причина
Когда бы ни случился экономический кризис, в числе его причин неизменно называют жадность, отчего у нас возникает впечатление, что если бы кто-то нашел корень жадности и вырвал его, кризисов не было бы. Мы склонны полагать, что жадность – это новое качество, ведь кошмарные экономические кризисы начали происходить не так давно.
Это эпифеномен: жадность куда старше системной хрупкости. Она существует с незапамятных времен.
Судя по упоминанию Вергилием жажды золота и выражению radix malorum est cupiditas («ибо корень всех зол есть сребролюбие», фраза из новозаветного Первого послания к Тимофею) – все это было сказано около 2000 лет назад – мы можем заключить, что проблема алчности обсуждалась столетиями, но решить эту проблему, конечно же, никто не смог, несмотря на появившиеся за это время разнообразные политические системы.
В романе Энтони Троллопа «Как мы теперь живем» (The Way We Live Now), опубликованном почти полтора века назад, герои жалуются на возрождение алчности и «пробуждение» финансовых жуликов так же, как люди жаловались на все это в 1988 году, оплакивая «десятилетие жадности», или в 2008 году, осуждая «алчность капитализма».
С изумительной регулярностью мы заблуждаемся в том, что жадность (а) нова и (б) излечима. Вот оно, прокрустово ложе: мы не в состоянии изменить человеческую природу…”
From: Нассим Николас Талеб. “Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса”.
Получается, что без системного управления рисками и внутреннего контроля – никуда!
Источник фото: http://3.bp.blogspot.com/…/AAAA…/Dt_ARBijCuk/s1600/taleb.png